Не секрет, что в последние десятилетия многие российские города развивались хаотично, без чётко сформулированной градостроительной концепции. В результате даже в их историческом центре можно обнаружить соседство старых усадеб и строений, представляющих архитектурную ценность, с невыразительными панельными «коробками». В условиях несоблюдения единства архитектурного стиля можно и не говорить об отсутствии единого цветового решения хотя бы для отдельных кварталов. Как результат – на улицах городов можно столкнуться либо с настоящей какофонией цветовых решений, либо с повторяющимися от улицы к улице серыми и однообразными блочными домами с одинаковыми металлическими крышами. «Вспомните, что вы видели из окна самолёта, подлетая к Москве? Картина, предстающая взору изумлённого зрителя, напоминает груду рассыпавшихся консервных банок без этикеток, – говорит Татьяна Семёнова, профессор МАрхИ, руководитель «Центра цвета города» Московского комитета архитектуры Правительства Москвы. – Больше вы ничего не увидите, потому что практически все кровли в Подмосковье, да и 80% кровель в самой Москве, за исключением центра и новых районов, выполнены из листовой оцинкованной стали» .
Однако во многих городах ситуация меняется. Там, где до сих пор не было серьёзного надзора за развитием строительства, не только архитекторы, но и муниципальная администрация обращают внимание на проблемы стиля и внешнего вида города. На сегодняшний день уже почти в каждом населённом пункте существуют собственные градостроительные советы и надзорные органы, осуществляющие контроль за реализуемыми проектами. И внимание их направлено не только на регламентирование строительства в историческом центре, где каждое здание необходимо вписать в окружающее пространство по стилистике и цветовому решению, но и на новые районы. Примером тому может служить Новосибирск, где условие цветового оформления было поставлено перед застройщиками на уровне местного законодательства .
«Судить о смене приоритетов в городской застройке можно по изменению характера заказов на облицовку для вентилируемых фасадов и кровель, – отмечает Сергей Якубов, заместитель директора по продажам и маркетингу Группы компаний Металл Профиль, ведущего производителя кровельных и фасадных систем в России. – Если раньше для нужд городской застройки у нас заказывали в основном продукцию в серо-сине-белой гамме, то сегодня эта палитра становится куда шире и разнообразнее. Сейчас главное для производителя – иметь в своём ассортименте разнообразные цветовые решения и быть готовым к тому, что при общем росте отгрузки объём заказов по каждому цвету в отдельности будет снижаться».
Что есть цвет для города?
Цвет является ничуть не менее важным фактором для восприятия архитектурных объектов, чем стиль. Это не просто средство придания живописности городу, это показатель качества городской среды и пригодности её для проживания. Одновременно – один из важнейших аспектов благоустройства, а также значимый социальный фактор, ведь мало кто будет спорить, что колористические решения влияют и на психологическое состояние горожан.
«Образ и облик городов формирует колористика, – считает Александр Гамалей, заведующий кафедрой дизайна архитектурной среды НГАХА. – И для Новосибирска эта задача стоит очень остро. Часто можно слышать мнение, что наш город серый. Но я категорически с этим не согласен. Возможно, улицы недостаточно озеленены и убраны, но цветовые решения яркие и своеобразные» . Есть у цвета и вполне утилитарные функции: благодаря оригинальным колористическим решениям люди узнают дома «в лицо». Кроме того, многие застройщики отмечают повышение спроса на квартиры в нестандартных с точки зрения цветового оформления жилых зданиях.
Естественно, никакое цветовое решение здания не может и не должно быть случайным. При разработке проекта архитектору необходимо учитывать множество факторов: от особенностей окружающего ландшафта до стилистики других домов микрорайона. К примеру, в «Положении о формировании колористического решения фасадов зданий, строений, сооружений в городе Москве» , подписанным весной 2012 года московским мэром Сергеем Собяниным, выделяются следующие обязательные для рассмотрения факторы:
- функциональное назначение объекта;
- местоположение здания в структуре города, округа, района, квартала (а также относительно красной линии застройки );
- зоны визуального восприятия (формирование общей панорамы, выделение доминант и т.п.);
- архетип и стилистика окружающей застройки;
- тектоника объекта;
- архитектурная колористика окружающих объектов;
- материал существующих ограждающих конструкций.
Вне столицы и исторических центров крупных городов, безусловно, колористическая политика прописана не так жёстко. «Общегородских требований у нас сейчас нет, в части цветовых решений выбор практически неограничен, – говорит Сергей Алмаев, главный архитектор строительной компании «Материк» (Самара). – Но любой проект требует согласования с главным архитектором города. Кроме того, есть экспертиза, которая требует соблюдения всех норм и правил. Возможно, построение единой колористической политики и будет целесообразно. Хотя необходимости в этом я не вижу. Я давно проектирую, с 1980 года, и считаю, что как раз массовое применение общих требований, которые были раньше, и дало такую серость нашей застройке. На мой взгляд, всё должно зависеть от конкретного участка, архитектора, застройщика и заказчика».
От теории к практике
Ещё 10-20 лет назад сложное цветовое решение значительно повышало стоимость строительства и обслуживания здания из-за отсутствия необходимых материалов. В особенности это относится к кровлям, оптимальным покрытием для которых считалась обычная «оцинковка». Сама по себе она не придаёт зданиям привлекательности, а краска на оцинкованном стальном листе держится плохо. В этих условиях единственным способом варьировать цвета было использование более дорогих кровельных материалов, что не устраивало застройщиков, стремившихся минимизировать свои затраты. Это и привело к появлению серо-сине-белой России.
Сегодня разнообразить колористические решения позволяют современные полимерные защитные покрытия для стали. Однако здесь всё ещё действуют факторы, сужающие возможность выбора цвета. «Металлургические комбинаты не могут окрашивать малые объёмы листового проката, выпуская ограниченный «тираж» нужного архитектору оттенка, – объясняет Сергей Якубов (ГК Металл Профиль). – Для запуска в производство стали с покрытием нестандартного цвета требуется обеспечить определённый гарантированный объём спроса. И пока архитекторами были востребованы только стандартные синие и серые цвета, эта проблема напоминала замкнутый круг».
Но сейчас её решение сдвинулось с мёртвой точки. Во-первых, на «нестандартные» цветовые решения появился спрос, формируемый самими архитекторами как по запросу заказчиков, так и под влиянием новых законодательных норм в регионах. Во-вторых, в игру вступили крупные переработчики стали. За счёт сбора большого количества мелких заказов на определённые цветовые решения они могут формировать крупные заказы для металлургических комбинатов, предлагая на выходе широкий ассортимент цветов и оттенков. Не стоит забывать и о том, что проверенный поставщик – это ещё и гарантия долговечности облицовочных материалов и их устойчивости к выцветанию под воздействием различных факторов окружающей среды. Особенно актуально это становится с появлением более ярких, интересных решений, а также в крупных городах, где неблагоприятная экологическая обстановка неизбежно сокращает сроки службы материалов.
«Я считаю, что мы сегодня живём в совершенно другом времени, не так, как мы жили, скажем, 10-15 лет назад, – подводит итог Татьяна Семёнова («Центр цвета города», Москва). – Следовательно, и роль современного архитектора несколько изменилась. Автор проекта должен убеждать заказчика в необходимости применения прогрессивных фасадных материалов, возможно, не всегда дешёвых, но позволяющих в значительной степени улучшать архитектурный облик зданий и тем самым повышать эстетическое качество городской застройки. Если же мы продолжим работать по старинке, то есть будем идти на поводу у инвестора, заинтересованного в том, чтобы построить подешевле и продать подороже, если не пересмотрим своё отношение к строительному процессу и не осознаем своей роли в этом процессе, если не будем работать так, как работает весь цивилизованный мир, то, скорее всего, скатимся на тот уровень, на котором находились 15 лет назад» .