Перезвоните мне

7191 (МТС, A¹)
Перезвоните мне

Элвис не покинет здание

11 ноября 2014

Фальсификации одна из наиболее актуальных проблем современного товарного рынка. Человечество столкнулось с ней ещё на заре своего существования, при зарождении примитивных товарных отношений. Так, одна из заповедей Ветхого Завета гласит: «Гиря у тебя должна быть точная и правильная <...> чтобы продлились дни твои на земле, которую Господь Бог твой даёт тебе»[1]. Однако с течением времени инструменты фальсификации становятся всё более изощрёнными. Сегодня нередко подделывают даже не конкретный товар, его упаковку или маркировку, но целиком торговую марку. Порой неискушённый потребитель оказывается в положении зрителя на шоу двойников Элвиса Пресли, силясь отыскать в пёстрой толпе производителей подлинного.

Товарные знаки и торговые марки существуют уже очень давно – они появились гораздо раньше, чем это может показаться. Так, уже примерно за 5 тысяч лет до нашей эры, в период активного развития производства глиняных изделий, мастера начали наносить на них свои метки. Позднее им на смену пришли фирменные клейма, а вместе с ними — и первые фальсификации. Например, марка знаменитого римского гончарного предприятия «FORTIS» была настолько популярна, что знак не подделывал разве что ленивый. Маркировали свои изделия также древнекитайские мастера фарфора и индийские ремесленники.

Юридические инструменты защиты товарных знаков появились значительно позже. Впервые подобный документ был издан в 1266 году в Англии. Парламент королевства предписал всем пекарям ставить на хлебе свой индивидуальный знак, чтобы можно было без труда распознать источники некачественной продукции. В России купцов и ремесленников впервые обязали маркировать свою продукцию лишь в 1677 году. И только в ХІХ веке, фактически уже в эпоху промышленной революции, многие европейские государства начали предоставлять своим гражданам охрану их клейма, введя уголовные наказания различной тяжести за их подделку.

И всё же она продолжала оставаться прибыльным бизнесом, каким в принципе является и поныне. Копируя чужой товарный знак, наименование или корпоративный стиль, мошенники получают возможность реализовывать продукцию заведомо низкого качества, с минимальной себестоимостью производства, по цене, приближающейся к стоимости лучших товаров в данном сегменте рынка.

«Есть у имитаторов и другой резон, который может быть не столь очевиден неискушённому потребителю. Когда низкое качество поддельной продукции проявляет себя, возмущённый потребитель либо считает виновником своих проблем производителя оригинального продукта, либо отказывается от любого товара данной группы, брендинг которого схож с побывавшей в его руках подделкой. При этом фальсификаторам ничего не стоит сменить фирменный стиль и начать выпускать тот же самый некачественный продукт, имитируя уже другой известный бренд. Восстанавливать же доброе имя незаслуженно пострадавшей марки приходится её истинному владельцу, который не может пожертвовать репутацией, зарабатываемой годами. Таким образом, мошенники фактически «топят» тех, на чьём добром имени они наживались, а сами при этом могут без проблем работать десятилетиями, периодически меняя личину», – делится опытом Андрей Тамеев, директор по управлению бизнес-процессами Группы компаний Металл Профиль.

Нужно заметить, что наш интерес к комментариям специалиста по проблематике именно строительной отрасли не был случайным. О подделках и фальсификациях пищевой и фармацевтической продукции, бытовой техники и потребительской электроники, одежды и прочих товаров повседневного спроса сегодня осведомлён даже не особо придирчивый потребитель. Подобные прецеденты всегда на слуху и широко освещаются средствами массовой информации.

Со строительными же материалами и инженерным оборудованием дело обстоит куда хуже. А ведь это та продукция, от качества которой зависит надёжность объектов строительства, а значит, и безопасность людей. По некоторым оценкам, в определённые периоды на российском рынке подделкой или контрафактом являлось до 70% всего реализуемого кирпича и до 50% цемента. Тревогу вызывают также материалы и конструкции из стали. «Основной причиной обрушения в новом, недавно построенном гипермаркете стал не снег на крыше здания, а дефект несущей конструкции», – сообщал по итогам проведённого расследования причин обрушения кровли гипермаркета «О'Кей» в Санкт-Петербурге начальник управления госстройнадзора Службы государственного строительного надзора и экспертизы северной столицы Вячеслав Захаров.

Это примеры, которые у всех на слуху. Но как быть рядовому потребителю, частнику, который покупает на рынке, например, профнастил или металлочерепицу в полной уверенности, что приобретает надёжный, долговечный материал? Ведь ошибиться не так уж и сложно. «Мы постоянно выявляем случаи копирования нашего логотипа, названия компании, даже цветовой гаммы – обычно всё «в одном флаконе», – рассказывает Андрей Тамеев (компания Металл Профиль). – Доходит до того, что некоторые производители оформляют в нашем фирменном стиле, с очень незначительными отличиями, незаметными неискушённому человеку, свои сайты. А воронежский завод «Металлопрофиль» даже корпуса предприятия оформил в наших корпоративных цветах. Я не могу сказать ничего о качестве их продукции, однако делить за него ответственность с этой компанией мы точно не должны».

Подобных прецедентов в истории компании немало. Так, в 2013 году ГК Металл Профиль выиграла судебный процесс в отношении челябинской компании со сходным названием – ООО «Металл Профиль». Ответчику было предписано сменить наименование. В том же году арбитражным судом Краснодарского края вынесено предписание в отношении OOO «Компания В.И.К.», которой запрещено использование при реализации собственной продукции словесных обозначений «Norman» и «NormanVIK», копирующих товарный знак NormanMP®. Арбитражный суд Курганской области оштрафовал индивидуального предпринимателя Мишенина А.А. за несанкционированное использование в рекламе логотипа компании и наименования «Металл Профи».

Ещё одно разбирательство закончилось неудачей для индивидуального предпринимателя Шахова Е.В., который без лицензии производил сбыт металлочерепицы, профнастила и плоских листов из стали с покрытием, аналогичным покрытию VikingMP®. Произведённая в Китае подделка имела схожий химический состав и характерную шероховатую матовую поверхность с гребнеобразными выступами и волнистым рельефом. Однако экспертиза показала, что покрытие может потерять свои свойства уже в ходе первого года эксплуатации, тогда как на оригинальный продукт производитель даёт трёхлетнюю гарантию.

Подобную работу приходится вести и другим производителям стройматериалов. «Контрафакт – неизбежное явление, с которым сталкиваются, пожалуй, все крупные и положительно зарекомендовавшие себя предприятия, – считает Александр Домников, управляющий ГК KAMROCK (производство искусственного камня, кирпича и других отделочных материалов). – Мы работаем с 1997 года и являемся фактически единственным предприятием в России, которое весь ассортимент продукции выпускает промышленным способом. Мошенники пользуются этим и продают контрафактный камень, кирпич, декор и другую продукцию. Например, в Брянске мы обнаружили торговца, который без стеснения реализовывал якобы наш искусственный камень – отвратительный по качеству».

Ещё дальше, по словам специалиста, пошли воронежские «умельцы». Суеверный человек, видимо, сказал бы, что столицу Черноземья кто-то «сглазил». Здесь некие дельцы в 2013 году открыли сайт www.камрок.рф, где, помимо прочего, торговали поддельной продукцией под маркой KAMROCK. Юристы компании обратились к регистратору доменов, и сайт был закрыт.

Иногда фальсификации принимают поистине международные масштабы. Например, совсем недавно с подобной ситуацией столкнулась компания «СВЕЗА», чью продукцию, высококачественную ламинированную фанеру, полюбили подделывать в Китае. По информации российского Общества защиты прав потребителей, в порту китайского города Линьи была замечена крупная (не менее 10 тысяч кубометров) партия материала, логотип которого фактически идентичен известному российскому бренду. «В данном случае вместо Sveza написали Sweza, – комментирует Юлия Ермакова, руководитель отдела маркетинга группы «СВЕЗА». – Формально, оригинальное наименование не использовалось. Но покупатель, выбирая продукцию, не всегда вчитывается в надписи, ориентируясь просто на знакомый знак. Последствия же подмены могут быть весьма серьёзными!».

На борьбу с подделками производителям приходится бросать немалые ресурсы. «Судебные тяжбы отнимают много сил и средств, однако мы намерены продолжать отстаивать свои интересы и поставить точку в каждом деле. Мы уделяем работе над качеством продукции очень большое внимание, на некоторые её виды даём гарантию, в 10 раз превышающую среднюю по рынку, и приложим все усилия, чтобы защитить потребителя от подделок», – подводит итог Андрей Тамеев.

Фальсификации и различного рода «фокусы» нечистых на руку производителей подстерегают современного потребителя на каждом шагу. Чем известнее бренд, тем больше вероятность встретить множество его имитаций. И пока добросовестные компании борются за своё честное имя, потребителю важно не терять бдительность, дабы не попасться на удочку предприимчивых махинаторов. Двойники должны покинуть сцену!



[1] Второзаконие, 25:15.